Web gatchina3000.ru


на головную страницу сайта

Павел Берков

Александр Иванович Куприн
Критико-биографический очерк

Содержание

  1. ДЕТСТВО. - ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. - ПЕРВЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОПЫТЫ.- ПОЛКОВАЯ СЛУЖБА
  2. ГОДЫ СКИТАЛЬЧЕСТВА. - КИЕВ
  3. РАССКАЗЫ 1894-1900 гг. - ПОВЕСТЬ "МОЛОХ"
  4. В ПЕТЕРБУРГЕ. - "ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ". - "МИР БОЖИЙ".- СБЛИЖЕНИЕ С ГОРЬКИМ
  5. "ПОЕДИНОК"
  6. "СОБЫТИЯ В СЕВАСТОПОЛЕ"
  7. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУПРИНА ПОСЛЕ "ПОЕДИНКА" И "СОБЫТИЙ В СЕВАСТОПОЛЕ".- ОТХОД ОТ ГОРЬКОГО
  8. НОВЫЕ СКИТАНИЯ.- ОТНОШЕНИЯ ГОРЬКОГО И КУПРИНА В 1908-1916 гг.
  9. РАССКАЗЫ 1900-1916 гг. - "ЯМА"
  10. КУПРИН В 1917-1919 гг.
  11. В ЭМИГРАЦИИ
  12. СНОВА НА РОДИНЕ
  13. ЛИТЕРАТУРНОЕ МАСТЕРСТВО КУПРИНА

 

Глава вторая

ГОДЫ СКИТАЛЬЧЕСТВА. - КИЕВ

В начале 1894 г. отставной поручик А. И. Куприн, c тощим багажом и четырьмя рублями в кармане, покидает полк. "Я очутился,- писал он в автобиографии, - в совсем неизвестном мне городе, - это был Киев, - без денег, без родных, без, знакомств, словом, в положении институтки- смолянки, которую ни с того, ни с сего завели бы ночью в дебри Олонецких лесов и оставили без одежды, пищи и компаса. Вдобавок, самое тяжелое было то, что у меня не было никаких знаний ни научных, ни житейских. "С ненасытимой и до сей поры жадностью я накинулся на жизнь и на книги. Я понял с необыкновенною, но, к сожалению, печальною для меня ясностью, что для усвоения знаний существуют пределы возраста и что никакой талант ничего не стоит без систематического образования".1 Успех его литературных выступлений 1889-1893 гг. натолкнул Куприна на мысль работать в качестве журналиста. В Киеве в то время издавалось несколько ежедневных и одна еженедельная газета. Оставшийся без средств (один из биографов сообщает, что у Куприна оказалось в первые же дни киевской жизни всего тринадцать копеек), Куприн начинает работать в газетах "Киевское слово" и "Киевлянин" в качестве репортера, получая по полторы-две копейки за строчку. Он пишет в самых разнообразных жанрах - от передовых статей (*17) и "писем из Парижа от собственных корреспондентов" и до театральной, полицейской и судебной хроники, от фельетонов в стихах и в прозе до обзоров провинциальной печати. Пишет он и под своей фамилией и под самыми разнообразными псевдонимами. В это время Куприн писал с большой легкостью, позднее он вспоминал об этом с сожалением, находя, что быстрота работы мешала ему доводить мысль произведения до полной ясности.

К своей репортерской работе Куприн относился с увлечением и по-настоящему любил ее. В отличие от ряда своих современников, репортаж он рассматривал не как своего рода ремесло, а как вполне самостоятельную разновидность литературной деятельности. Много лет спустя, в 1918 г., Куприн прочел в петроградской школе журнализма лекцию "О репортерах и газете", в которой, по словам газетного отчета (текст лекции не известен), говорил следующее: "Публика еще продолжает думать, что репортер - газетный строчило либо происшествен-ник. А рецензент, корреспондент, даже иногда беллетрист - разве они не такие же репортеры? Конечно, такие же. Разница чисто индивидуальная. Все они должны видеть все, знать все, уметь все и писать обо всем. Только один делает это вяло, а другой с увлечением, один ограничивается своей деревушкой - своим уголком в газете, а другой хочет объять весь мир. Разница в слоге, в богатстве языка, в манере писать, разница в любовном отношении к объекту своего писания".2 Сотрудничество Куприна в киевских газетах совпало с широким распространением и популярностью в те годы в русской литературе очерков "городских типов". Как раз в "Русском богатстве" этому жанру уделялось заметное место еще в конце 1880-х годов (Г. П. Сазонов. Провинциальные портреты. - 1887, II; С. Лаврентьев. Типы петербургских бедняков.-1887, XII) и до второй половины 1890-х годов (С. Елеонский. Ярмарочные картины. - 1896, XII). В "Новом слове" (1894, XI) печатаются "Очерки жизни студентов в Петербурге" И. Подольского. В столичных и провинциальных газетах (*18) систематически публиковали очерки- фельетоны: Буква (И. Ф. Василевский) ведет в "Русских ведомостях" фельетон под заглавием "Петербургские наброски", а в "Новостях" - "Среди обывателей". В "Новом времени" печатаются фельетоны Old Gentleman`a (А. В. Амфитеатрова). Пользовавшийся особенным успехом в провинциальной печати тех лет В. М. Дорошевич издает отдельными книгами свои очерки-фельетоны "Папильотки" (М., 1893) и "Одесса, одесситы и одесситки" (Одесса, 1894; изд. 2-е, 1895). Куприн отдает дань этому увлечению. В 1896 г. он выпускает отдельным изданием ряд своих газетных фельетонов ("Киевские типы"). Сюда входят зарисовки студента-драгуна, "днепровского морехода", кандидатки в знаменитые певицы ("Будущая Патти"), лжесвидетеля-профессионала, неизбежного в те годы "босяка" и т. д. В следующем году выходят его "Миниатюры".

Отличительной чертой этих очерков было то, что они представляли итог определенного наблюдения, изучения и обобщения конкретного материала; вместе с тем Куприн не впадал в модный в то время натурализм: "В предлагаемых очерках, - писал он в предисловии к "Киевским типам", - читатель не найдет ни одной фотографии, несмотря на то, что каждая черта тщательно срисована с натуры". Позднее М. Горький в письме к одному молодому автору, касаясь очерков Куприна, писал; что Куприн никогда не был "фотографом", потому что вносил в изображаемое им много "от себя".3 Однако, чтобы издать "Киевские типы" и "Миниатюры", Куприну надо было пройти длинный путь полуголодной, хотя и веселой работы газетчика. Впоследствии он с юмором вспоминал эти годы. Когда ему задан был вопрос, как платили ему тогда, Куприн ответил, что натурой, и пояснил: "Когда у издателя были объявления из башмачного магазина, вся редакция щеголяла в новой обуви и во всех комнатах пахло новой кожей. Потом объявления были шапочные. И в редакцию сотрудники приходили все в цилиндрах. Это еще (*19) ничего. Но раз открыли кредит в кондитерском магазине, и это был мат. Голодные сотрудники стали обладателями пятирублевых тортов".4

Как ни беззаботен был в первые годы своей газетной деятельности Куприн, однако и ему надоела необеспеченность и непрочность положения провинциального журналиста. В 1895 г. он находится уже в Москве, в конторе предприимчивого инженера Тимоховича, широко рекламировавшего свои изобретения по осушке домов, по устройству вентиляции и клозетов. Но и здесь Куприн долго не удержался, и в следующем, 1896 г. он находится уже в Донецком бассейне на службе у "Русско-бельгийского акционерного общества" в качестве заведующего учетом столярной и кузнечной мастерской и разгрузки вагонов на сталелитейном и рельсопрокатном заводе ст. Волынцево. Завод этот был организован незадолго до поступления сюда Куприна, в 1895 г., но рос очень быстро. Позднее переименованный в Петровский завод, в начале XX в. по размерам производства он занимал "первое место во всем районе, лежащем между р. Луганью и верховьями рр. Ольховой <.. .> и Миуса". Здесь было "3 доменных печи, 2 бессемеровских, 1 мартеновская и 30 кузнечных горнов... На заводе занято свыше 4 тысяч рабочих".5 Пребывание, хотя и не особенно длительное, на заводе дало Куприну материал для первой крупной его повести "Молох", опубликованной в декабрьской книге "Русского богатства" 1896 г. Но когда эта повесть увидела свет, автора в Донбассе уже не было. Возможно, причиной его ухода было столкновение с дирекцией завода "из-за безобразной системы штрафов", которой она опутала рабочих (I, 327). Какая-то непоседливость отличает этот период жизни Куприна: в конце 1896 г. он вновь появляется в Киеве, организует атлетическое общество и открывает от имени этого общества цирк. Здесь Куприн впервые знакомит публику с знаменитым с этих пор борцом Иваном Поддубным, позднее чемпионом мира. Цирк привлекает Куприна: "Там человек, - рассказывал Куприн много позднее, - каков он есть на самом деле. Сильный, смелый, подымает тяжести, прыгает, скачет на лошади, в каждом движении его - пение и красота жизни".6 Интерес к цирку, сохранившийся у писателя на многие годы, знакомство с бытом и людьми арены внушило Куприну ряд его произведений с цирковой тематикой: "В цирке", "Allez!", "Клоун" и др.

Несмотря на то, что организации цирка Куприн отдался с жаром, особенного успеха это начинание не имело, и в 1897 г. Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии, в хорошо знакомой ему по офицерским годам обстановке. Поэтическая "Олеся" выросла именно из впечатлений этого периода. Здесь же Куприн собирает материалы для других своих произведений, действие которых происходит на Волыни. Хотя прямой обязанностью Куприна как управляющего имением было разведение махорки-серебрянки, он, по снедавшему его любопытству, становится на время псаломщиком, изучает церковно-славянский язык, увлекается Библией. Эта новая причуда также быстро проходит, но через несколько лет она неожиданно дает свои литературные плоды, когда Куприн приступает к работе над повестью "Суламифь" и позднее, когда он пишет рассказы "Анафема" и "Запечатанные младенцы" (1913) и другие произведения.

Но управление имением в столь же малой мере удовлетворило Куприна, как и мимоходом изученное им в том же году зубоврачебное искусство, которым он занимается в 1898 г., перед тем как поступить в 1899 г. в г. Сумы в бродячую театральную труппу. Незадолго до этого Куприн был суфлером в какой-то украинской труппе. На провинциальных подмостках он провел около девяти месяцев - срок, достаточный для него, чтобы в подробностях изучить новую среду. В рассказах "Полубог", "Как я был актером" и "На покое" Куприн изобразил пошлость, ничтожество и невежественность провинциального актерского мирка с его бесконечными и непрекращающимися интригами, позерством и грубостью. Но, (*21) как всегда почти бывает у Куприна, и в актерской среде он видит не одни только отрицательные явления: молодая талантливая актриса Андросова, которая "играла так же просто, естественно и красиво, как поют птицы" (IV, 296), среди бездарных, бесстыдных актеров одна по-настоящему любит высокое искусство и служит ему без лишних фраз, без наигранных жестов и поз.

В провинциальной труппе Куприн не прижился и в 1900 г. уже работает землемером-таксатором в Зарайском уезде Рязанской губернии в качестве сотрудника лесоохранительного комитета; в промежутке между всеми этими разнообразными занятиями он был еще грузчиком арбузов, певцом, давал уроки детям ("это было одно из самых приятных занятий, потому что мы с ними никогда не ссорились", - отметил Куприн в автобиографии) и пробовал постричься в монахи.

Наконец, в том же 1900 г. Куприн приезжает в Петербург, чтобы целиком отдаться литературному труду. Годы скитальчества кончились. Из своей калейдоскопически пестрой и прихотливо складывавшейся молодости Куприн выходит закаленным и упорным, способным к самому тяжкому труду, физическому и умственному. И, возможно, о себе самом говорит он в рассказе "Как я был актером", характеризуя героя этого произведения, якобы своего приятеля, как "человека, проведшего самую пеструю жизнь, бывавшего, что называется и на коне и под конем, но вовсе не утратившего под хлыстом судьбы ни сердечной доброты, ни ясности духа" (IV, 274). Природная наблюдательность Куприна развилась в бесконечных скитаниях писателя по России, в бесчисленных встречах с людьми разных профессий, убеждений, склонностей. Из беспрестанных смен специальностей и местожительства Куприн вынес обилие ярких, разнообразных впечатлений, прочно запомнившихся портретов и пейзажей, оригинальных и, казалось бы, неправдоподобных случаев.

С полным правом сказал позднее Куприн в рассказе "Вечерний гость": "Ведь нет ни одного ничтожного явления, которое не оставило бы во мне неизгладимого следа. Тихая ночная возня мыши под полом и смертная казнь, рождение ребенка и шуршание осеннего листа, (*22) ураган на море и тиканье карманных часов, ласка любимой женщины и объявление о ваксе, - все, все, - и малое и большое, сознанное мною и не сознанное, - все притрогивается к моему мозгу, все чертит на нем непонятные знаки" (VI, 319).

В длительных скитаниях Куприна окрепла его глубокая любовь к жизни, к талантливому русскому народу, к богатой и разнообразной природе, которую он так глубоко чувствовал, впитывал и осязательно четко воспроизводил, к могучему русскому языку, мастером которого он все увереннее становился.

Но в годы своей молодости Куприн видел и многое, многое другое. Перед ним проходили вереницы украинцев, татар, евреев, поляков и людей других национальностей, он видел их политическое и юридическое бесправие, освященное суровыми законами царской России. Он видел тяжелое, униженное положение, крестьян и рабочих, видел жестокую, отупляющую муштру армии, видел некультурное, грубое офицерство и темную, неразвитую солдатскую массу. Пристальное внимание молодого писателя привлекала неравноправность женщины в буржуазном обществе, приводившая ее к тому, что она одновременно становилась и жертвой этого общества и одним из его "бичей". Из своих скитаний Куприн и на личном опыте и по наблюдениям узнал особенности социального строя своей эпохи. Он видел, как изнывали и гибли под гнетом капитала рабочие и крестьяне, как растленный социально-политический уклад калечил души людей. Куприн все это знал и временами сильно и правдиво изображал отдельные черты этого строя, осуждая их как писатель-демократ, но не борясь с ними, как боролся бы революционер.

И в этом как раз и заключается отличие Куприна 90-х годов от Горького, уже тогда выступавшего в качестве последовательного борца за народные интересы.

Тем не менее в период, когда начинали входить в моду декаденты, Куприн был писателем демократическим, прогрессивным. Читатели и критики тех лет воспринимали его в качестве честного писателя, обладающего светлым, гуманным взглядом на жизнь.

Репутация молодого Куприна была столь определенна, что в октябре 1895 г. М. Горький, работавший (*23) тогда в "Самарской газете" и внимательно следивший за провинциальной печатью, предложил пригласить Куприна в Самару для редактирования этой газеты.7 Вероятно, состоявшееся тогда же выступление Куприна на страницах "Самарской газеты" с рассказом "Конец сказки" было результатом приглашения М. Горького. Однако личного знакомства между ними еще не было.

Заслуживает внимания то обстоятельство, что и во время своих скитаний Куприн продолжал сотрудничать в местных газетах (Киев, Житомир, Одесса, Новочер-касск, Ростов-на-Дону).

Газетная работа стала хорошей школой для Куприна, мастера очерка и короткого рассказа.


© Copyright HTML Gatchina3000, 2004.

на головную страницу сайта






Rambler's Top100