Web gatchina3000.ru


на головную страницу сайта

Павел Берков

Александр Иванович Куприн
Критико-биографический очерк

Содержание

  1. ДЕТСТВО. - ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. - ПЕРВЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОПЫТЫ.- ПОЛКОВАЯ СЛУЖБА
  2. ГОДЫ СКИТАЛЬЧЕСТВА. - КИЕВ
  3. РАССКАЗЫ 1894-1900 гг. - ПОВЕСТЬ "МОЛОХ"
  4. В ПЕТЕРБУРГЕ. - "ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ". - "МИР БОЖИЙ".- СБЛИЖЕНИЕ С ГОРЬКИМ
  5. "ПОЕДИНОК"
  6. "СОБЫТИЯ В СЕВАСТОПОЛЕ"
  7. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУПРИНА ПОСЛЕ "ПОЕДИНКА" И "СОБЫТИЙ В СЕВАСТОПОЛЕ".- ОТХОД ОТ ГОРЬКОГО
  8. НОВЫЕ СКИТАНИЯ.- ОТНОШЕНИЯ ГОРЬКОГО И КУПРИНА В 1908-1916 гг.
  9. РАССКАЗЫ 1900-1916 гг. - "ЯМА"
  10. КУПРИН В 1917-1919 гг.
  11. В ЭМИГРАЦИИ
  12. СНОВА НА РОДИНЕ
  13. ЛИТЕРАТУРНОЕ МАСТЕРСТВО КУПРИНА

 

Глава четвертая

В ПЕТЕРБУРГЕ. - "ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ". - "МИР БОЖИЙ".- СБЛИЖЕНИЕ С ГОРЬКИМ

Летом 1901 г. Куприн познакомился в Ялте у Чехова с издателем демократического "Журнала для всех" В. С. Миролюбовым, который пригласил его в Петербург в качестве секретаря своего издания. Осенью, полный творческих замыслов и разнообразных впечатлений, Куприн поселяется в Петербурге. К этому времени он уже пользуется довольно значительной известностью. Его рассказы и повести охотно печатаются наиболее влиятельными из тогдашних легальных журналов - "Русским богатством" и "Миром божьим". Бодрый, открытый взгляд на жизнь выгодно выделял произведения Куприна на фоне становившегося модным в то время декадентства.

Работа в "Журнале для всех" имела для Куприна большое значение. Он
вошел в круг настоящих писателей, которые могли научить его серьезному и ответственному отношению к писательскому делу. В провинции Куприн был предоставлен самому себе, рядом с ним не было никакого авторитетного литератора, на критические суждения которого мог бы он опереться и который был бы в состоянии научить его чему-нибудь. Правда, в "Русском богатстве", куда он с 1893 г. посылал свои произведения, к молодому автору относились хорошо, его тепло встретил Н. К. Михайловский, с которым Куприн познакомился лично во время своего пребывания в Петербурге в 1893 г. и поддерживал в дальнейшем переписку, хотя и не очень деятельную. Но все это, пока Куприн находился (*35) в провинции, не могло дать ему той школы, без которой и талантливый писатель рискует остаться дилетантом.

Незадолго до того Куприн познакомился с Буниным, Чеховым, позднее с Горьким и многими другими литераторами; бывая в Москве, он посещал знаменитые теле-шовские "среды", объединявшие демократически настроенных писателей реалистического направления. Как сотрудник "Журнала для всех", как секретарь редакции этого журнала, Куприн близко сталкивался с редактором-издателем этого издания, упоминавшимся выше В. С. Миролюбовым. О последнем Куприн позже отзывался с большой теплотой, вспоминая, как Миролюбов постоянно указывал ему на необходимость строгого отношения к таланту и упрекал его за отсутствие в его рассказах идейной целеустремленности: "гвоздя нет", - говаривал он. Вместе с тем Куприн в письмах к Чехову очень неодобрительно отнесся к временному сближению Миролюбова с Религиозно-философским обществом, в котором царило "только одно мракобесие отцов церкви, истерические кривляния Мережковского и ехидное смирение Розанова".1 Знакомство с Буниным имело для Куприна большое значение. Хотя позднее Куприн и писал довольно удачные пародий на И. А. Бунина (VII, 5-6), но этот последний, по его собственному признанию, оказал на него ощутимое влияние едкими нападками на банальность приемов.

В "Журнале для всех" за 1901 г. Куприн поместил ряд своих рассказов: в июльском номере - "В походе", в августовском - "На реке", в 1903 г. в январском номере был напечатан "Трус".

В 1902 г. Куприн начинает сотрудничать в журнале "Мир божий" и некоторое время активно работает в редакции этого издания. Здесь печатаются его рассказы: "В цирке" (1902, январь), "Болото" (1902, декабрь), "Корь" (1904, апрель), "С улицы" (1904, декабрь).

В 1902 г. Куприн женился на М. К. Давыдовой, в руки которой позднее перешел журнал "Мир божий". (*37)

В течение 1903 - 1904 и начала 1905 г. он работает над самым крупным своим произведением того времени - над повестью "Поединок". Большое значение имело для Куприна относящееся к концу ноября 1902 г. знакомство, а затем и сближение с Горьким. Непосредственным результатом их знакомства было то, что в 1903 г. в руководимом Горьким издательстве "Знание" вышел в свет первый том "Рассказов" Куприна. Критика откликнулась на выход книги сочувственно. А. И. Богданович, постоянный критик "Мира божьего", в свое время упрекавший "Молоха" Куприна за банальность,2 в 1903 г. заявляет, что "в лице г. Куприна русская литература, по нашему мнению, обогатилась новой крупной силой, от которой мы можем ожидать многого".3 Несколько сдержанней, но все же с большой симпатией отнесся к "Рассказам" Куприна критик журнала "Образование", Н. Ашешов, который особенно отмечал связь Куприна с "знаньевцами" и называл его одним из наиболее крупных представителей этого направления.4 Появление "Рассказов" Куприна в издании "Знания" прочно связало в представлении читающей публики его имя с Горьким. Эта связь в еще большей мере укрепилась, когда в 1905 г. в шестом томе сборника "Знания" была напечатана повесть Куприна или, как он часто называл ее, роман "Поединок". Произведение это окончательно определило место Куприна как в современной русской литературе, так и в истории русской литературы вообще. С 1905 г., со времени опубликования "Поединка", период "подавания надежд" для Куприна кончился, он стал признанной величиной. (*38)


© Copyright HTML Gatchina3000, 2004.

на головную страницу сайта




тамада на свадьбу цены недорого

Rambler's Top100